Ложь – как мера всех вещей?

То, что человек учится лгать с младых ногтей и за его ложью, белой и не очень, лежат вполне понятные и порой даже благие намерения, знают все. А может ли вообще в нашем ментальном поле быть такое понятие, как «независимая правда», и напоминать правду, а не свод полуправд из выгодной лжи и обмана? Может. Но только тогда, когда мы на своем пути к правде очистимся от всего того, что искать ее мешает.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр писал в своем главном труде «Мир как воля и представление», что главной движущей силой в этом мире является не ум, правда или, например, «красота, которая спасет мир», как принято было высоко изображать в романтической литературе и трактатах зарождающегося гуманизма 19-го века, а исключительно грубая, идущая напролом человеческая воля и субъективное представление о мире и вещах (ведь пал под натиском варваров благородный Рим). Именно они являются двигателем и мерой всего, подчиняя себе все — и ум, и красоту, и саму жизнь.

Помимо воли и представления о вещах, в сегодняшнем мире есть еще одна сила, которая движет и политику, и историю, и самого человека. Сила эта — ложь, или, скажем, то же шопенгауэровское представление о мире и вещах, с намеренным трактованием в свою пользу.

То, что человек учится лгать с младых ногтей и за его ложью, белой и не очень, лежат вполне понятные и порой даже благие намерения, знают все. Ведь что по своей сути есть, например, этика и нормы поведения, например, незавуалированная ложь ради сохранения мира и порядка, когда мы видим и думаем одно, но воспитание нас вынуждает говорить другое? Что есть отношение между полами — если это не искренняя любовь, то что иное, если не общепринятое взаимное одурачивание, подогретое основным инстинктом и социумным comme il faut, когда он говорит ей, что она самая красивая и хозяйственная, а она ему, что он самый умный и сильный?

Разве наша история — не собрание мифов Др. Греции, с ее жителями среднерусского Олимпа и храбрыми героями, с целью поддержания своей хрупкой национальной гордости и исторической значимости, без которых, как нас убедили, мы никак не можем — когда-то и дело одни Зевсы и Аресы свергаются со своих пьедесталов, а другие, до этого падшие, водружаются на их место, чтобы и их потом скопом снести в царство Аида? Ведь не зря историки «историю пишут и переписывают», не зря который год мы не можем определиться, что нам записать в наших новых учебниках истории, словно правда нас действительно перестала устраивать — так как же к ней можно относиться, если не как к собранию лживых, нарциссических сочинений?

Разве наша политика с ее плутоватыми политиками, еще в недавнем прошлом — убежденными коммунистами, а сегодня — не менее убежденными демократами, с ее хитрой дипломатией, двойными и тройными стандартами, бесконечной подтасовкой фактов в свою пользу, присоединением территорий с целыми народами, захватническими войнами, которые позже объявлялись освободительными и оборонительными, не есть самый настоящий обман, даже в отношении нас самих?

Разве наши СМИ — не средоточие умопомрачительных вымыслов и домыслов, а также императивного желания видеть только свою правду и праведность, с телевизионными сказочниками-интерпретаторами, на один, выгодный нам лад расшифровывающими все, что попадается в их сети, чтобы не оставить и доли возможности нам самим что-то постичь своим умом, своей совестью и сделать свои выводы?

(Так и хочется в сердцах воскликнуть: «О, горе, тебе человек, горе! Ибо всю жизнь вынужден ты лгать и притворяться, не смея быть самим собой, думать и говорить то, что велят тебе сердце и разум! Горе, ибо нет несчастнее того, кому отказано в праве быть самим собой — думать и говорить то, что видят глаза его, постигает разум его!»)

Вся наша беда в том, что при всей своей единоличной правде, с позиций истинности мы остаемся все так же лживы. По тому же Шопенгауэру, посредством своей воли и своего субъективного понимания вещей мы стремимся одержать верх в споре над противником и быть правыми, но на самом деле совершенно не стремимся приблизиться к той самой истине, которую якобы все время ищем. Иными словами, правда нас интересует настолько, насколько она наша, выгодная нам. А правда, нам не выгодная, у нас называется ложью и нами отвергается.

Доказательством тому является вся наша громогласная риторика за нас и против всех, полное отсутствие какой-либо здравой самокритики и признания ошибок. А можем ли мы себе на минуту представить такое же прилюдное признание своей неправоты, неправомочности действий, нарушение закона, как раз за разом признаем за собой соблюдение законов, правильность и праведность действий и поступков? Я такого представить не могу. А ведь уже такая святая убежденность в своей безупречной правоте — повод для сомнения в ней.

Слабость наших позиций в том, что по своей эмоциональной природе и клановости мышления, когда прав должен быть именно свой — своего племени и роду, а не тот, кто может быть прав, мы изначально исходим не из объективных позиций истинности, а из своих эмоциональных предпочтений и симпатий, на их основе выстраивая всю доказательную и аргументационную базу. То есть сначала позиция — потом аргументы и доводы в ее защиту. А не так, как должно быть у думающих людей: сначала мы разбираемся, а уже потом, в зависимости от фактов и выводов, формируем свою позицию про или контра. Отсюда и получается, что мы всегда правы, а все остальные нет.

Хорошим примером такой клановости мышления считаю один свой, довольно банальный, но показательный разговор с начальником — умной, образованной, но такой «своей в доску» женщиной. Когда на вопрос, что я буду делать, если мой ребенок придет домой в слезах и скажет, что его обидел «вон тот дядя», я ответил, что постараюсь выяснить и у своего ребенка, и у «того дяди», что случилось, и если мой ребенок явно неправ, спуску ему не дам, моя женщина-начальник не выдержала и возмутилась:

— А я бы порвала этого мужика! — Даже если ваше дитя повело себя как скотина — дралось, обзывалось, притворялось, умываясь перед вами слезами — лгало? — спросил я. — Мой ребенок так вести себя никогда не станет!

В этом все мы. Мы не можем «обзываться, драться, притворяться». Они — всегда. Но не мы. Правда и истина не могут быть ни на чьей иной стороне, кроме нашей. И уже с этого все начинается.

И это все при том, что все наше прошлое, большая часть 20-го века — одна сплошная, большая ложь. Ложь, в которой есть место всем — и великому, и низкому, и хорошему, и плохому. Но одно не отнять: ложь и о великом, и о низком, и о хорошем, и плохом. Такой вот парадокс: наше прошлое — общепризнанная ложь, но в крови нашей бежит генетическая правда.

Может ли вообще в нашем ментальном поле быть такое понятие, как «независимая правда», и напоминать правду, а не свод полуправд из выгодной лжи и обмана? Может. Но только тогда, когда мы на своем пути к правде очистимся от всего того, что искать ее мешает: национальной, религиозной и гендерной принадлежности — и перестанем в ней искать какие-либо выгоды. Вот тогда у нас может получится быть более-менее объективными и менее лживыми.


16:44 21.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Познавательное

Сделано в СССР. Может ли остаться хоть что-то от т

С декабря 1991 года не стало страны, к часовой промышленности которой относилось и Угличское произво...

Иглоукалывание - от каменного века до наших дней.

Иглоукалывание пришло к нам через тысячелетия китайской народной медицины. Установлено, что будто бы...

Как ухаживать за постельным бельем

Всем известно, бывает так – что после стирки постельное белье теряет свой первоначальный вид. Зачаст...

Чистая Калуга - вывоз мусора

Калуга - красивый и уютный город, успешно оставивший свой след в истории и при этом устремлённый в б...

Древнее решение современных проблем

Кризис в зеркале каббалы Практически все объяснения системного сбоя сводятся к одному емкому опред...

Как провести детские каникулы с пользой?

Каждый школьник считает каникулы самым лучшим временем в году. Он вкладывает в это слово все свои де...

Биопсия в клиниках Германии

Биопсией называется прижизненный забор маленького участка органа или фрагмента ткани с целью п...

Вкусные рецепты: Чане ки дал (постный суп из горох

Чане ки дал (постный суп из гороха нут)Отмокший нут зальем двумя литрами холодной воды, добавим две ...

Зачем проводятся геологические изыскания на стройк

Сейчас инженерно-геологические изыскания – обязательный этап предпроектной подготовки, он позв...

Программы и их виды

Работая с компьютером, большинство людей не создает нужные программы самостоятельно, а лишь пользует...



О информационном портале:

Наш веб-сайт разработан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш веб-сайт удобным для чтения.

Интересная и познавательная информация, которая собрана на нашем веб-сайте дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды расходовать солидное количество времени для поиска ответа на интересующий тебя вопрос.