Культовая архитектура

В христианской культовой архитектуре с наибольшей силой проявились новые открытая 5 и 6 веков. Иначе и быто не могло. И не только потому, что культовое зодчество имело особенно большое общественноеи идеологическое значение, а к созданию его уникальных произведений привлекались крупнейшие мастера архитекторы. Так было и до и после V века.

Причина особой роли культового зодчества 5-6 веков лежит несколько глубже. Дело в том, что культовая архитектура создается заново, без прямых предшественников в «языческом» культовом зодчестве. Архитектура жилых и хозяйственных построек изменялась постепенно. Быт вообще одна из самых устойчивых и консервативных сторон человеческого существования. Но вся христианская церковная деятельность представляла собой нечто совершенно новое. В V-VI веках, в отличие от первых веков распространения христианства, мы имеем дело уже со строго организованным церковным порядком поддержанным государственной властью.

Эта новая общественная деятельность создает для своих целей необходимую обстановку, наращивает вокруг себя соответствующую архитектурную среду, порождает новое направление в архитектуре. Общественная потребность и служебные цели лежат в основе появления новых типов зданий и их формообразования. Именно здесь в программном виде выражают себя художественные идеи, рождающиеся в это время. Христианские церковные постройки появляются в Греции в V-VI веках повсеместно.

В самых общих чертах эти новые по назначению здания можно сгруппировал следующим образом. Сооружения, предназначенные для обрядов, которыми церковь освящала приобщение человека к вере и его смерть, открывавшую, так сказать, путь к вечном существованию души в потустороннем мире. Этот разряд представлен баптистериями (крещальнями) и гробничными сооружениями (гробницы, мавзолеи, мартирии - святилища, посвященные признанным церковью мученикам). И те и другие постройки связаны с процедурами, обращенными непосредственно к личности человека, и имеют в известной мере интимный характер. Во всяком случае, служебное их назначение не предполагало обширных публичных церемоний.

В этой области зодчества привился тип центрического здания, нередко купольного, своего рода святилища, обычно небольшого по размерам. Период, который отпущен для бренного земного существования христианина также не остался вне внимания церкви. Повседневная и праздничная деятельность церкви осуществляется прежде всего в храмовом богослужении, в церемониях, обращенных ко всей массе верующих. Здесь церковь представала перед их глазами во всей своей силе и великолепии.

Для этих целей построены были обширнье здания, способные собрать в себе большое число людей, а своей архитектурной выразительностью создать необходимое душевное состояние молящихся. Для таких церковных зданий наиболее пригодным оказался архитектурный тип базилики. В своем простейшем виде это прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на три прохода - нефа. Средний неф завершен нишей - апсидой, а колонны и столбы служат при этом опорами кровли.

Таковы два основных типа культовых зданий, созданных к V-VI векам. Точнее было бы сказать - два исходных типа, так как на их основе быстро были созданы более сложные.


Источник: www.elarco.ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: