В начале XVIII века огромная и сильная Россия все еще не имела выхода ни к Черному, ни к Балтийскому морям. Торговля с заморскими странами шла только через Архангельск — порт на Белом море. Но это было крайне неудобно: Архангельск находился вдалеке от традиционных торговых путей и городов, к тому же лед в его порту стоял по полгода.
То ли дело Балтика! И к крупным городам поближе, и зима теплее. Но на балтийских берегах владычествовала Швеция, армия и флот которой считались лучшими на европейском континенте.
В России правил молодой царь Петр Алексеевич. Шведский король Карл XII тоже был молод, но его уже знали в Европе как храброго военачальника.
В 1700 году Россия начала войну со Швецией, не пускавшей ее к выгодной Балтике. Война длилась более 20 лет и в историю вошла под названием Северной. Первые ее годы были удачными для шведов, которые одерживали победу за победой. Ну, а тогда, когда им удалось захватить почти все русские пушки, и вовсе казалось, что Россия проиграла. Один царь Петр не терял веры в победу. «Господа шведы, — успокаивал он своих оппонентов, — может быть, еще не раз побьют нас, но мы все-таки научимся у них побеждать».
Решающая битва Северной войны произошла 27 июня 1709 года под Полтавой (Украина).
Обращаясь к воинам, царь сказал: «Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, ему вверенное, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии».
Битва продолжалась недолго. Под Петром убили лошадь, его шляпа была дважды прострелена, но русские разгромили шведов по всем правилам изученного за долгие годы Северной войны воинского искусства. До сих пор бытует поговорка «Бит, как швед под Полтавой», что значит разбит наголову, полностью, безоговорочно побежден.
После сражения Петр устроил пир, во время которого за столом сидели и пленные шведские генералы. Царь только и делал, что благодарил их за науку, за то, что они научили-таки русских воевать.
Шведской армии не стало, но война на суше и на море продолжалась еще целых 12 лет.
В 1721 году шведы запросили мира, и Россия получила наконец выход к Балтийскому морю.