В фольклоре различных народов образ джинна претерпевает глубокие изменения. Так, народная фантазия создала образ джинна женского пола и назвала его «гуль». Местом обитания гуля являются покинутые людьми поселения, развалины и любимые пустынные места.
Гуль всегда выступает как антагонист героя, а также как пожиратель людей, людоедка. Для того, чтобы заманить, а затем съесть человека, гуль принимает облик красивой девушки.
Гораздо более разработан и многофункционален образ ифрита — рогатого джинна, носящего кожаную юбку. Ифрит может выступать и как враг, и как помощник героя в борьбе с другими злыми духами.
Любопытно, что воздействие ислама на представления о джиннах оказалось таким глубоким, что в некоторых сюжетах джинны и ифриты являются мусульманами. В этом случае они неизменно выступают как могущественные помощники героя.